Смерть на ринге: трагическая случайность или преступная халатность?

Смерть на ринге: трагическая случайность или преступная халатность?

Можно ли избежать или подстраховаться от трагедий на спортивных площадках? Об этом - наш адвокат и обладатель черного пояса второго дана по тхэквондо WTF Анастасия Тюняева

23 июля 2019 года 28-летний российский боксер Максим Дадашев умер в больнице Мэриленда после боя с Субриэлем Матиасом в Оксон Хилл (США) за звание обязательного претендента на титул чемпиона мира по версии IBF в первом полусреднем весе.

 

По данным портала sports.ru, российский боец за 11 раундов с пуэрториканцем пропустил 319 ударов и получил отек мозга.

В американской больнице ему сделали трепанацию черепа, но это его не спасло.

Более подробный разбор боя вы можете прочитай здесь: Большой разбор последнего боя Максима Дадашева

 

Сейчас его близкие, Федерация бокса России, друзья и фанаты бойца ищут виновных в его трагедии. Кто уже только не попал под их прицел: тренера Бадди Макгирта обвиняют в том, что не выбросил белое полотенце, рефери Кенни Шевалье в том, что не среагировал на «внешнее» состояние боксера и не остановил бой, организаторов боя в том, что не проверили медицинские справки на их подлинность и несвоевременно оказали первую помощь, скорую помощь в том, что долго ехала!

 

Виноватым будет любой, кого мы хотим видеть виновным.

Но давайте разберемся по фактам были ли предоставлены все необходимые гарантии и соблюдены процедуры, чтобы трагедии не случилось?

Версий уже сейчас несколько.

 

Виноваты организаторы? Прежде чем участвовать в поединке, все боксеры должны пройти сертификацию, которая подтверждает, что спортсмен знаком с Правилами Международной боксерской федерации (IBF), Боксерской ассоциации Соединенных штатов (USBA), межконтинентальных чемпионатов и отборочных боев.

Далее боксер подписывает контракт, в соответствии с которым он соглашается пройти медицинские и антидопинговые тесты, которые требуют медицинские комиссии в соответствии с правилами боя IBF. Боксер понимает и соглашается, что он может быть дисквалифицирован, оштрафован, отстранен, если он не сможет пройти такие тесты.

Спортсмен также соглашается с тем, что в случае возникновения какихлибо препятствий ведения боя (в том числе получения травмы) он незамедлительно обязуется сообщать об этом IBF и организатору. В свою очередь, организатор обязуется обеспечить наличие как минимум одной машины скорой помощи и двух врачей, которые присутствуют все время в течение боя.

В случае получения боксером травмы, организатор обязуется оплатить страховые взносы за полисы страхования жизни и услуги больницы в соответствии с требованиями комиссии.

 

Вероятно, большинство пунктов, касающихся обязанностей спортсмена, были соблюдены, иначе организаторы не выпустили бы его на ринг. Расследование покажет, насколько организаторы справились со своей частью обязательств, особенно это касается медицинской помощи на месте. А время покажет, какие выплаты получит семья Максима.

 

Виноват рефери? Мог ли Кенни Шевалье остановить бой раньше? Мог. Но Дадашев был настоящим бойцом и до последнего удержался на ногах. А по правилам IBF боксер считается сбитым с ног, когда любая часть его тела, кроме ног, находится на полу, или если он висит на веревках ринга в результате удара.     

Дадашев большую часть времени защищался и отбивался, но он стоял на ногах, а значит продолжал бой.

Возможно, последовательное нанесение микротравм вызвало такой исход, или, наоборот, стал фатальным один удар.

Все это покажет судебномедицинская экспертиза. Но пока мы можем только предполагать, что послужило истинной причиной летального исхода.

 

Случай с Дадашевым далеко не первый.

В 2011 году после боя с Сергеем Ковалевым от субдуральной гематомы мозга умер Роман Симаков.

В 2013 году российский боксер Магомед Абдусаламов после встречи на ринге с кубинцем Майком Пересом получил тяжелую черепно-мозговую травму. Абдусаламов до сих пор восстанавливается, правая часть тела спортсмена парализована.

За 100 с лишним лет существования профессиональных боксерских поединков от травм, полученных на ринге погибло более 500 спортсменов. Ситуация не была бы столь ужасной, если бы сами спортсмены не шли на риск ради достижения результата. Известно, что Дадашев в подростковом возрасте переболел менингитом, здоровье его было далеко от идеального и, строго говоря, ему вообще нельзя было заниматься боксом. А Симаков еще до своего рокового боя получил несколько серьезных травм головы и получил разрешение на бой по поддельной справке, в точности как герой культового фильма «Бой с тенью». Но у киночемпиона Артема Колчина случился киношный хэппи-энд, а Максим и Роман погибли.

Все эти истории наглядно показывают профессиональным спортсменам, что особое внимание следует обратить на сохранение своего здоровья и финансовые гарантии, как во время, так и после завершения спортивной карьеры. И давайте не будем забывать, что бокс, хотя и наиболее жестокий по своим правилам вид спорта, но далеко не единственный, где есть риск получить травму несовместимую с жизнью.

Несмотря на то, что в трудовой договор спортсмена согласно ст. 348.2 ТК РФ в обязательном порядке должны быть включены нормы об обеспечении работодателем страхования жизни и здоровья спортсмена, а также медицинского страхования в целях получения спортсменом дополнительных медицинских услуг, т.е. сверх установленных программами ОМС, при заключении договора необходимо обсуждать с работодателем  включение в договор пункта, предусматривающего фиксированную выплату в случае увечья или смерти спортсмена в связи с получением спортивной травмы. Рекомендуется этот же вопрос обсудить и с организаторами турниров до подписания контрактов.

Это как брачный договор, но гораздо важнее. Надейся на лучшее, но готовым надо быть к любому развитию событий. 

 

 

Об авторе

  • Анастасия Тюняева
    Анастасия Тюняева
    Тюняева Анастасия. Адвокат. Специалист в области спортивного права.

Статьи автора